СВОБОДА ОТ СТЕРЕОТИПОВ
Лишь тот достоин жизни и свободы,
1.Обретение стереотипов или как мы попадаем в их сети
Нам часто навязываются извне определенные представления, которые, укореняясь в нашем сознании, становятся стереотипами. Различные представления о мире, о людях и явлениях, о нас самих, о жизни вообще активно атакуют нас извне со всех сторон, стремясь ворваться в нас, поработить и установить в нас свои порядки.
Когда их атака удается и наша оборона прорвана (а часто мы вообще не собираемся сопротивляться им или не можем), они празднуют свою победу и прочно окапываются на нашей территории. Теперь это уже их плацдарм. Мы принадлежим им. Мы уловлены в их невидимые информационные сети. О, сила стереотипа! Он является настоящим психологическим оружием! Он способен ворваться в нас и подчинить нас себе, а мы при этом даже не будем подозревать, что мы пойманы и порабощены им! Что мы уже его поданные, слуги или рабы! Влекомые туда, куда надо ему. Делающие то, что требует он, могущественный стереотип. Его величество, стереотип!
Это случается гораздо чаще, чем мы себе представляем, и происходит из-за нашей невнимательности или чрезмерной доверчивости, зависимости и невежества, некритичности и подчинения себя различным авторитетам. Есть и другие причины, по которым мы **хватаем** стереотипы, словно наш компьютер хватает вирусы, не имея надежной антивирусной программы. Поэтому по аналогии с компьютером, человек должен иметь свою антистереотипную защиту. Должен уметь защитить себя и свою свободу от тех, кто пытается ее отобрать, чтобы использовать человека в своих корыстных интересах.
Как же происходит **засорение** сознания стереотипами?
К примеру, еще с детских лет я привык к тому, что в школу нужно ходить в специальной школьной форме. С белым верхом и черным низом.
Когда я пошел в школу, то по малости лет был еще не в состоянии критически отнестись к этому факту и задать самому себе простой отрезвляющий вопрос – а почему обязательно с белым верхом и черным низом? Что по другому нельзя?
Кроме того, когда все так ходят в школу – с белым верхом и черным низом – то вопрос – а можно ли ходить иначе? – у подавляющего большинства вообще не возникает. А если бы и возник такой вопрос, то человек тут же оказался бы перед другим, более фундаментальным вопросом - а кто я такой, собственно, чтобы менять эти правила? Имею ли я вообще право на собственное мнение и поведение, отличное от поведения окружающих меня людей?
Но такие вопросы, как правило, возникают у человека уже в более позднем возрасте. Если возникают вообще. Однако без положительного решения этих вопросов невозможно стать самостоятельно мыслящим человеком, свободным от влияния стереотипов.
Но вернемся к школьному детству. Постепенно я привыкал к своей униформе и на протяжении долгих школьных лет жил в святой уверенности, находившейся где-то на уровне подсознания, что ни в какой другой одежде ходить в школу невозможно. Что школьников в другой форме просто не существует на белом свете, так же как в природе не бывает оранжевой травы и синих яблок, кокосовых деревьев в нашем школьном саду или крокодилов в нашей деревенской речке. Что весь мир состоит из школьников, носящих только черно-белую одежду.
Став старше, можно было поинтересоваться историей этого вопроса и докопаться до причин того, почему именно черно-белая униформа стала единственно возможной и обязательной для всех школьников страны одеждой? Оказалось, что какие-то взрослые дяди и тети, обладая всей полнотой власти в народном образовании, приняли такое решение, ни мало при этом, не посоветовавшись со мной. То есть, об обязательном ношении черно-белой униформы гласила его величество инструкция, на страже которой стоял весь педагогический коллектив. Поэтому появляться в школе в какой-то другой одежде означало бросить вызов всей системе народного образования. Идти же против нее и против школьных властей было себе, что называется, дороже. Чтобы этого не случилось, они, эти школьные власти, специально заботились о том, чтобы никакая подобная крамола даже и не возникала в юных головах, отданных им в попечение и наущение.
Иными словами, целый педагогический коллектив с большим опытом работы, поддерживаемый всей образовательной системой с ее вертикалью власти, денно и нощно стоял на страже общественных стереотипов, державших меня в повиновении. И только спустя много лет, давно вышедши из стен родной школы, я осознал, чем в действительности была моя школьная форма. Та, что с белым верхом и черным низом. Главное ее назначение состояло вовсе не в том, чтобы прикрывать мою наготу (для этого бы сгодилась любая другая одежда), а в том, чтобы служить делу моего воспитания. Точнее сказать, приручения. Мотивирования моего поведения и придания ему определенных форм. Наполнения емкостей моего сознания целым набором стереотипов. Или, как сказали бы ученые, черно-белая униформа была элементом социализации личности.
Но давайте не будем сваливать все на бедных педагогов, которым и так достается от ненормальных, неприученных, и совершенно диких детей, и делать из воспитателей козлов отпущения. Дело в том, что, так называемый мир социальных отношений буквально нашпигован этими самыми стереотипами, как утка – яблоками и рисом на праздничном столе. И когда мы сами становимся родителями и воспитателями, то в большинстве своем так же методично и настойчиво навязываем свои детям многочисленные общественные стереотипы, в свое время так заботливо навязанные нам самим. Что обеспечивает ему, этому миру, опять таки, по мнению стереотипизированного большинства, стабильность и равновесие, устойчивость и благополучность. Таким образом, человек, вступающий в этот мир, неизбежно **фаршируется** всевозможными стереотипами. И никуда от этого не деться.
Кроме того, в поведении, обусловленном стереотипами, есть существенные преимущества. А именно, благодаря усвоенным стереотипам, человек сливается с окружающей его средой (мимикрирует в нее или полностью в ней растворяется), что делает его жизнь гораздо менее конфликтной и беспроблемной. Он плывет по течению и ему от этого просто хорошо. Если, конечно, он не бунтарь и не борец за права и свободы человека.
2.Значение исключения или шанс стать свободным
Но однажды с каждым человеком случается нечто. Внезапно глаз натыкается на исключение. Не может не натолкнуться, потому что исключение всегда выделяется на фоне банального общего правила, являющегося ни чем иным, как тем же самым общественным стереотипом. Среди стройного армейского ряда стереотипов исключение выделяется своими нестандартными свойствами и параметрами, как какой-нибудь верзила-хипарь с длинными непричесанными волосами и полу-разбитой гитарой за плечами выделяется на фоне короткоподстриженных призывников в военкомате.
Так вот, когда-нибудь на школьной перемене ты вдруг увидишь такое исключение, одетое не по правилам. В какой-нибудь красный свитер и зеленые штаны. И тогда наступает момент прозрения. Момент, который может принести освобождение и радость.
На самом деле, встреча с исключением - это грандиозное событие в жизни человека. Ибо человек оказывается перед выбором, определяющим его последующую жизнь. Благодаря выбору человек на практике может ощутить себя творцом своей собственной судьбы и вырваться из глухого плена стереотипов, повязавших его по рукам и ногам. Ну, хотя бы, из плена некоторых своих стереотипов.
Увидев сие исключение, внезапно человек понимает, что может ходить в школу не в этой постылой и ненавистной черно-белой форме, от которой портится настроение, как только увидишь ее. И от которой не хочется открывать глаза по утрам, как только представишь себе ее, эту смертельно надоевшую униформу, ждущую тебя, как висильница – приговоренного к повешению или плаха – приговоренного к отсечению главы.
Оказывается, можно надеть свой любимый свитер или легкую футболку, потертые джинсы и с большим удовольствием, можно сказать, с радостью отправиться навстречу миру, ставшему вдруг новым и неожиданным, таинственным и притягательным. И вместе с тем, оказавшемся почему-то ближе и роднее. Миру, как-то внезапно приобретшему человеческий облик и привлекательные черты. Миру, ставшему свободным! Тебе никогда не приходило в голову, почему, когда ты осмеливаешься делать то, что ты хочешь, весь мир становится свободнее? И тогда даже учеба превращается из нудной обязанности в живую и радостную игру познания! И ты внезапно ощутишь прилив новых доселе неведомых тебе сил, открывающих новые горизонты и возможности!
На самом деле, конечно, это вовсе не мир стал свободным, а ты сам. Ты освободился от стереотипа, который был для тебя негласным и неписанным правилом. Правилом, которое изначально относилось к тебе, как к преступнику, ибо оно постоянно подозревало в тебе его потенциального нарушителя, и тем самым унижало твое человеческое достоинство. Правилом, которое висело на тебе тяжким бременем и ставило тебя в ситуацию необходимости его исполнения. Правилом, которое управляло тобой, лишая тебя права управлять собой самому и отнимало тем самым у тебя инициативу и самодеятельность. Правилом, указывающим тебе, кем ты являешься перед ним и не позволяющим тебе думать о себе иначе.
3.Природа зависимости или почему мы остаемся рабами?
Итак, ты освобождаешься от власти стереотипа. Но хочешь ли ты сам этого? Ведь далеко не все люди хотят сами управлять
собой. Далеко не все хотят быть свободными. Поэтому существует, и другой сценарий продолжения нашей истории. Он зависит от твоего личного выбора. Если ты делаешь выбор в пользу черно-белой униформы, то говоришь стереотипу – да, а свободе от него, соответственно – нет. И если ты все-таки выбираешь этот вариант, то почему?
Возможно, ты уже успел полюбить свою униформу, и она стала тебе дорога, как часть тебя самого. И без нее ты себя уже не представляешь. Возможно, она стала уже не просто твоей частью, а лучшей твоей частью, которой ты гордишься перед малышней во дворе, еще только мечтающей о школе и завистливо поглядывающей на тебя, когда ты шествуешь в ней мимо них с высоко задранным носом.
Возможно, эта форма стала для тебя пропуском в светлое будущее, важной ступенью реализации твоих планов и амбиций. Тогда эта форма, делает тебя благонадежным и значительным в глазах окружающих.
Возможно, она, в конце концов, делает тебя в своих собственных глазах правым по отношению ко всем исключениям! Позволяет тебе ощущать себя частью общества и дает тебе чувство стабильности и уверенности в жизни. Так вот, если ты выбираешь свою черно-белую форму, выбираешь правило вместо исключения, выбираешь рабство, а не свободу, то вид красного свитера в сочетании с зелеными штанами вызовет у тебя реакцию быка при виде тореадора!
Тогда, при виде исключения, тебя охватит возмущение и раздражение. Страсть судить и осуждать. Запрещать и повелевать. Осуждающий приговор не замедлит выскочить из твоих уст. У тебя возникнет сильное желание осмеять или даже поколотить или еще как-нибудь унизить возмутителя общественного спокойствия. Одним словом, призвать его к порядку. Дабы не посмел высовываться и уважал мнение других людей. Людей, которые так же, как и ты, обожают свою черно-белую форму. Любимым их аргументом для всех времен и народов является вот этот: Что бы это стало, если бы все начали поступать, как им заблагорассудиться!? Но истина состоит в том, что они сами не знают ответа на этот вопрос. Хотя ведут себя так, будто знают. Будто им абсолютно точно известно, что ничего хорошего из этого не получиться!
Вот, собственно, почему мир делится на две категории людей. На тех, кто принимает новшества и на тех, кто противиться им. На либералов и консерваторов. На романтиков и, так называемых, реалистов. На новаторов и ретроградов. На свободных и зависимых.
Но все, как было уже сказано, зависит от твоего выбора. В каком лагере ты предпочтешь быть. Что тебе более по сердцу. Или насколько прочно завладел тобой и укоренился в сознании какой-нибудь стереотип.
Итак, продолжать думать, что школьники должны ходить в школу только в черно-белой униформе, - означает находиться в плену догмы или стереотипа. После школы тебя ждет техникум, институт или армия. Потом – производство и прочее, где ты успешно продолжишь накопление этих общественных стереотипов. Произойдет то, что ученые называют социализацией личности. То есть, включением индивида в общественную жизнь. А фактически – подчинением человека гласным и негласным правилам, по которым живет данное общество.
4.Влияние стереотипов или зачем обществу нужны духовные рабы?
На выходе этого процесса, или в результате его, из тебя получиться вполне добропорядочный гражданин или гражданка, повязанный(ая) по рукам и ногам общественными условностями. И таким образом, вполне безопасный для общества. То есть, ничем не угрожающий его привычно текущей жизни. Более того, верно служащий обществу и стоящий на страже его интересов! Общественные стереотипы свяжут тебя крепче цепей и наручников и прикуют значительно прочнее, чем они. Потому что цепи и наручники одевают на человека, как правило, против его на то воли. А узы стереотипов человек надевает на себя добровольно! В результате своего свободного выбора. По крайней мере, такое впечатление создается у самого стереотипизированного человека. Поэтому стереотипы намного прочнее цепей и наручников. Цепи хочется сбросить как можно скорее, а вот избавиться от стереотипов – хочется далеко не всегда и не всем!
Таким образом, ты превратишься в человека, полностью зависимого от общества и подчиненного ему. Оно, общество, будет диктовать тебе, как нужно думать и что говорить, к чему стремиться и чего достигать, что продавать и что покупать. Более того, кого - любить, а кого - ненавидеть. Кого - бояться, а кого – пугать.
Те, кто прошел пионерско-комсомольскую школу в жизни, должны хорошо понимать это. Так, например, когда я был призван на службу в советскую армию, то в патриотическом порыве загорелся ехать на войну в Афганистан. Почему, вы думаете? Неужели меня привлекал вид крови, обильно проливаемой на войне? Или я получал от убийства неизъяснимое наслаждение? Конечно же, нет. Патриотический порыв, умело создаваемый и направляемый государственной идеологической машиной, тогда был велик среди молодежи и я, естественно, был увлечен им. Я был в определенной степени зомбирован, и мне, как и многим моим сверстникам, был насажен стереотип геройства, круто замешанного на патриотизме. **Раньше думай о Родине, а потом о себе** - под таким лозунгом прошло мое босоногое детство. Мое и еще миллионов мальчишек и девчонок! Ну, а если партия сказала – надо! – то комсомол должен ответить – есть!
Моему отцу с трудом удалось отговорить меня от этой затеи. Теперь у меня совершенно иная оценка той войны и я благодарен отцу за его усилия. Но сколько моих сверстников добровольцами поехало на ту войну! Сколько из них было убито на ней! А сколько вернулось домой калеками физическими или психическими! И все ради чего?
Подобными стереотипами окружены все мы в самых различных сферах и областях нашей жизни. Одни стереотипы уходят, другие приходят им на смену. Свято место пусто не бывает! Иногда исторические события развенчивают те или иные стереотипы, обнажают их ложь и иллюзорность, как это произошло с войной в Афганистане. Но это случается, как правило, уже позже. Когда жатва истории снимет свой трагичный урожай. В большинстве же случаев, чтобы понять или увидеть творимую ныне ложь, нужно выйти за границы привычных представлений, за рамки общественных стереотипов. Получить прозрение или откровение и взглянуть, благодаря нему, на события свежим взглядом. Что может сделать только свободная от стереотипов личность.
И лишь тогда можно будет увидеть как нас зомбирует реклама по телевизору, определяя наши вкусы. Или как политики манипулируют нами в своей нечестной игре за власть, влияя на наш выбор. Или как средства массовой информации **обрабатывают** наше сознание, насаждая в него образ очередного врага или козла отпущения, от которого происходят все ваши беды и несчастья. Или как начальство на работе, лепит из вас удобную и безгласную рабочую силу. Или.… Или.… Или…
Однако большинство людей увидеть это просто не в состоянии. А многие и не желают видеть, предпочитая оставаться в плену духовной слепоты и стереотипов. Так, один из самых больших общественных стереотипов, ослепляющих сознание, состоит в том, что люди думают, будто бы большинство, частью которого они и считают себя, определяет все. Что в жизни происходит то, что хочет это большинство. Будто бы это они, представляя собой это самое мистическое большинство или народ, и управляют страной, нацией или обществом. Будто бы они управляют политиками, которых выбирают, и процессами, которые происходят. Будто бы они что-то решают. Но это иллюзия!
Как они могут управлять политиками, обществом или страной, если они не в состоянии управлять даже самими собой? Иллюзия того, что народ, общность, община всегда права и мудра, является одним из самых мощных и стойких стереотипов в жизни. Эту иллюзию регулярно подпитывают политики и власть имущие, при каждом удобном случае говоря, что они, политики, служат народу, выполняют его волю, при этом безбожно льстя ему. Но это большинство даже не знает, в чем, собственно и состоит его воля, так самозабвенно восхваляемая политиками! Окружите человека лестью, и он быстро уверует в свою непогрешимость. Окружите лестью народ, и он будет послушен, как малое дитя! Что поделаешь, вера возникает от слушания.
На самом деле, с народом все обстоит с точностью до наоборот. Не большинство управляет, а большинством управляют. Любой народ состоит из отдельных индивидов, из которых одни – умнее, а другие – глупее. Одни – свободнее, а другие – зависимее. У одних – больше возможностей, а у других – меньше. Так вот, одни – управляют другими. Втягивают их в войны или в периоды мира, в бедность или процветание, в поголовное невежество или в образованность. Вот и все.
На самом деле, каждый выступает сам за себя. И если сам человек о себе не позаботиться, то кто позаботиться о нем? **Если не ты за себя, то кто за тебя? А если ты только за себя, то человек ли ты?** – сказал еврейский мудрец Гиллель. И лишь развитое демократическое общество, в котором интересы личности не просто задекларированы, а реально поставлены на первое место, способно в некоторой мере контролировать своих политиков. А свобода слова в некоторой мере способствует развенчиванию стереотипов. Но только лишь в некоторой мере.
Единственный способ избежать манипуляции состоит в том, чтобы быть свободным от нее. То есть освободиться от общественной зависимости. Низвергнуть власть стереотипов над своим сознанием. И эта свобода достигается вовсе не через внедрение в большинство, отождествление себя с ним, и неизбежное в этом случае подчинение себя большинству, а через обретение самостоятельности сознания и самодостаточности. Через познание истины. Только истина способна открыть человеку глаза и освободить его от духовной слепоты и зависимости.
Свобода от стереотипов (Часть 2) - http://sonariy.ucoz.ru/index/0-32